Большое Псеушхо – высота 1100 м над уровнем моря. Гора является наивысшей точкой хребта Пеус.

Заходить на гору Большое Псеушхо (другое название гора Пеус) мы решили из поселка Малого Псеушхо. Пройти через озеро Хыжи, которое уже посещали в прошлом году, и двинуться по скачанному треку. Сложностей мы не ожидали. Вроде люди ходят…

В Туапсе сели на автобус № 171

Автовокзал — Мечеть (Большое Псеушхо)

Мечеть (Большое Псеушхо) — Автовокзал

от Автовокзала (Туапсе): 10:00, 13:55, 18:25;

от п. Большое Псеушхо: 06:40, 11:45, 15:55

на рейс в 10.00. Около 11 утра вышли на ост. “Малое Псеушхо” и по привычному маршруту поднялись к озеру Хыжи.

Пейзажи в горах, как обычно, цепляли взгляд.

Гора Большое Псеушхо Пеус

Коровы с ленивым видом глядели на нас как бы намекая, что и здесь неплохо. Зачем еще куда-то идти?

Но мы пошли дальше.

По живописной тропе, усыпанной золотым ковром листьев, вдыхая аромат осеннего леса, мы поднимались к озеру.

Гора Большое Псеушхо Пеус

Добрались на удивление быстро — где-то за полчаса. Это вселяло оптимизм: засветло точно заберемся на гору и спуститься успеем.

Но почти сразу же, идя по треку, мы поняли, что хорошей тропы не будет. Точнее говоря, тропы толком и не было.

ГГора Большое Псеушхо Пеус

Зато был лес во всей своей увядающей красоте!

Гора Большое Псеушхо Пеус

Гриб, похожий на гномика, поднял нам настроение!

В лучах послеполуденного солнца листва деревьев светилась золотом.

Идти было совсем не скучно!

Мы карабкались по крутому склону, цепляясь за торчащие ветки кустов или деревьев. Было, мягко говоря, не очень приятно. Но мы не унывали. Скоро, судя по треку, должна была начаться дорога.

И она началась… Заросшая, заваленная деревьями, и также периодически попросту пропадающая. Ладно, смирились и с этим. Шли в надежде, что вот-вот, и дорога станет лучше. Дождались. Вышли на дорогу, где явно ездят на квадроциклах.

Вскоре вышли на развилку. С одной стороны должна была быть тропа или дорога, приводящая прямо на гребень Большого Псеушхо. Но по факту мы увидели лишь бурелом. Если там когда-то и была дорога, то сейчас ее не было видно. Мы выбрали обходной путь по наезженной квадроциклами дороге. По ней мы шли до тех пор, пока она резко не свернула вниз. Посмотрели — спускаться метров 100, не меньше. А потом еще и подняться надо. Мы решили рискнуть и подняться сквозь лес на гребень горы.

Гора Большое Псеушхо Пеус

Судя по карте, подъем обещал быть не слишком крутым. Вначале так и было. Вскоре трава и редкие кусты сменились зарослями колючих кустарников. Продираться было все сложнее. Но мы уже видели гребень и упрямо лезли вверх.

Когда заросли стали совсем непроходимыми, мы немного обошли их и все-таки вскарабкались на гребень.

Мы вышли на тропу, указанную на треке, но тропы в реальности, конечно же, не было. Что делать? Пошли по навигатору. Благо вершину горы было уже видно.

Поднявшись на эту вершину, мы поняли, что радость была преждевременной. Вершина была еще впереди… Нам предстояло спуститься и потом вновь подняться на настоящую вершину. Даже появилось подобие тропы, что порадовало: все-таки люди здесь ходят! Но тропа уперлась в густые, почти непроходимые заросли кустарника. Оглядевшись по сторонам, мы поняли, что путь у нас один… Полезли.

Гора Большое Псеушхо Пеус

Поднявшись на вершину, увидели великолепный пейзаж: закат, золотистые облака, а под ними — море… Все это на фоне гор. Здорово, замечательно!

Радость омрачал факт, что спускаться придется уже в сумерках. Поэтому любоваться закатом было особо некогда. Мы поспешили вниз, пока еще была видна тропа. Нам повезло, и самый опасный участок спуска мы прошли до темноты.

Потом пришлось включить фонарик. Идти пришлось медленно и очень аккуратно. Но все прошло благополучно.

Гора Большое Псеушхо Пеус

Около семи вечера мы вышли на боле менее хорошую дорогу и пошли по направлению к трассе. В планах было поймать ближайшую попутку, но мы понимали, что вряд ли увидим машину раньше Малого Псеушхо — это был ближайший населенный пункт, где можно было найти транспорт.

Дальше: самое интересное. Спускаемся мы к трассе и видим машину… Не веря своей удаче, просим подвезти до Малого Псеушхо или до Георгиевского. И — о чудо! Нас подвозят до Георгиевского. Там мы останавливаем еще одну машину и доезжаем до Туапсе. Сказать, что мы были рады, это ничего не сказать. Ведь если бы не первая машина, чудом оказавшаяся на нашем пути, то до Георгиевского, где оживленная трасса и можно было даже успеть на автобус, нам предстояло пройти не меньше 10 км. Мы были готовы и к такому развитию событий, лишь бы не ночевать в лесу. Но сложилось все гораздо лучше. Пол десятого вечера мы были уже дома.

Р.S. Не рекомендуем ходить нашим маршрутом. Заходить на гору Большое Псеушхо (Пеус) лучше там, где мы спускались. То есть, начинать маршрут между селами Большое и Малое Псеушхо. Там идет уверенная и натоптанная тропа.